Pentax K-1, которая вышла в 2016 году, стала одной из самых долгожданных фотокамер в цифровой истории фототехники – не лишенной определенных недостатков, но с очень яркими достоинствами. Вторая версия, которая выходит спустя два года, должна была бы, на первый взгляд, решить проблемы, свойственные первой, но получилось не совсем так. Речь скорее об усилении тех моментов, которые и так были на высоте, а способности в плане видео, скорость серийной съемки и автофокус в режиме Live View остались нетронутыми.
Зато еще улучшена фирменная система Pixel Shift Resolution, куда добавлен режим съемки с рук, усовершенствована влагозащита корпуса, установлен новый вычислительный элемент, который Ricoh называет пре-процессором (он увеличил соотношение сигнала и шума при съемке, а также расширил диапазон доступных ISO), переосмыслена работа следящего автофокуса (при неизменном модуле автофокуса).
⇡Технические характеристики
Pentax K-1 II
Pentax K-1
Canon EOS 5D Mark IV
Nikon D850
Сенсор изображения
36 × 24 мм (полный кадр)
36 × 24 мм (полный кадр)
36 × 24 мм (полный кадр)
36 × 24 мм (полный кадр)
Эффективное разрешение сенсора
36,4 мегапикселя; Pixel Shift Resolution II (с режимом съемки с рук)
36,4 мегапикселя; Pixel Shift Resolution
30,4 мегапикселя
45,7 мегапикселя
Стабилизатор изображения
5-осевой (Shake Reduction II)
5-осевой (Shake Reduction II)
Нет
Нет
Байонет
Pentax KAF2
Pentax KAF2
Canon EF
F Nikon
Формат фото
JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (PEF/DNG)
JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (PEF/DNG)
JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW
JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW (NEF)
Формат видео
MPEG-4 AVC/H.264 (MOV)
MPEG-4 AVC/H.264 (MOV)
MOV, MP4
MOV, MP4
Размер кадра
До 7360 × 4912 пикселей
До 7360 × 4912 пикселей
До 6720 × 4480 пикселей
До 8256 × 5504 пикселя
Разрешение видео
До 1920 × 1080, 30p/60i
До 1920 × 1080, 30p/60i
До 4096 × 2160 пикселей, 30p
До 3840 × 2160, 30p
Чувствительность
ISO 100–819200
ISO 100–204800
ISO 100–32000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400
ISO 64–25600 с возможностью расширения до 32, 51200 и 102400
Сенсорный наклонный, ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2359 тыс. точек; дополнительный монохромный дисплей
Вспомогательный монитор
Есть
Есть
Есть
Есть
Видоискатель
Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 %
Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 %
Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 %
Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 %
Интерфейсы
microUSB (USB 2.0), mini-HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для питания от сетевого адаптера, разъем для синхронизатора, разъем для подключения спускового тросика
microUSB (USB 2.0), mini-HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для питания от сетевого адаптера, разъем для синхронизатора, разъем для подключения спускового тросика
HDMI, USB 3.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ
USB 3.0, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, HDMI тип С, разъемы для пульта управления и синхронизатора
Pentax K-1 II – визуально солидная камера с ретроналетом, который становится особенно очевидным при использовании объективов серии Limited. Если сравнивать ее с очевидными конкурентами – зеркалками Canon и Nikon, она буквально напичкана элементами управления.
Тем не менее какого-то серьезного акцента на дизайне создатели Pentax K-1/K-1 II (обе версии совершенно не различаются внешне) не делали – все здесь подчинено исключительно утилитарным соображениям. Подчеркивается это и цветовым решением – камера выпускается исключительно в черном исполнении, никаких двухцветных и ярких вариантов, которые сама же Pentax так любит, здесь не предусмотрено.
Камера тяжелая – даже без объектива она весит более килограмма. Ее вес хорошо ощущается даже с самым легким и миниатюрным объективом (в нашем случае – Lim 43mm). Теперь представьте себе ее в классическом рабочем состоянии — с дополнительной батарейной ручкой и объективом, к примеру 15-30mm (который сам весит более 1 кг). Для полноты картины можно добавить внешнюю вспышку. В общем, мы получаем весьма увесистый агрегат, после дня работы с которым руки еще долго будут помнить приятную (или не очень – зависит в числе прочего и от того, как прошла съемка) тяжесть. Насколько это критично – решать вам; для меня, хоть я далеко не атлет, вес никогда не будет контраргументом, если на противоположной чаше весов находится качество, удобство и надежность работы.
Pentax K-1II с батарейным блоком
С надежностью, к слову, дело обстоит очень хорошо: корпус Pentax K-1 II пыле- и влагозащищен, причем степень защиты повышена по сравнению с тем, что было у предыдущей версии камеры. Переживать за сохранность аппарата при съемке в дождь или снег не стоит. Если , конечно, не мокнуть под ливнем часами — это все-таки не устройство для подводной съемки.
Pentax K-1II, интерфейсы
Если же сравнивать K-1 II с зеркальными конкурентами, то и по габаритам, и по массе она сопоставима как с Canon EOS 5D Mark IV, так и с Nikon D850 – с мелкими перекосами в каких-то местах (Canon полегче, но заметно шире, Nikon чуть тяжелее, но уже).
Pentax K-1II, слот для карт памяти
⇡Эргономичность и управление
Не буду скрывать – я люблю аналоговые органы управления: они мне представляются более эстетичными и тактильно приятными, нежели клавиши или сенсорный дисплей. Так что эргономику Pentax K-1 II, которую она полностью унаследовала от предыдущей модели, отнесу к ее плюсам. Хотя чтобы к ней привыкнуть, требуется время — особенно тем, кто до этого пользовался исключительно камерами других производителей.
Pentax K-1II, органы управления
Первое время, возможно, вы будете путаться, какое из трех колес необходимо покрутить, чтобы сменить нужную сейчас настройку, или, скажем, забывать, что клавиша смены режима автофокуса находится в районе объектива. Но если разобраться, все выглядит логичным и продуманным. Более того, можно подстроить камеру под себя, назначив кнопкам необходимые вам функции. Настроек и опций действительно очень много!
Быстрое меню организовано удобно и логично — в виде матрицы, где расположено множество параметров и функций, менять которые можно простым поворотом одного из дисков управления, не нажимая дополнительные клавиши. А можно посмотреть список подробнее – Pentax всегда славилась очень внимательным, даже въедливым подходом к организации управления, и K-1 II – вершина такого подхода.
Но есть и моменты, которые не перестали раздражать даже к концу тестирования, – например, тугое правое верхнее колесо, что вызывает некоторый тактильный дискомфорт, скажем при смене ISO.
Pentax K-1 II: interface
interface_03.jpgСмотреть все изображения (27)
interface_04.jpg
interface_05.jpg
interface_06.jpg
interface_07.jpg
interface_08.jpg
interface_11.jpg
interface_12.jpg
interface_13.jpg
interface_14.jpg
interface_15.jpg
interface_16.jpg
interface_17.jpg
interface_18.jpg
interface_19.jpg
interface_20.jpg
interface_21.jpg
interface_22.jpg
interface_23.jpg
interface_24.jpg
interface_25.jpg
interface_26.jpg
interface_27.jpg
interface_28.jpg
interface_29.jpg
interface_30.jpg
interface_31.jpgСмотреть все изображения (27)
Поворотный экран, выполненный по оригинальной технологии, – отличная и очень удобная разработка. Он обеспечивает очень широкий угол обзора при съемке с использованием Live View. Но справедливости ради надо отметить, что Pentax не учла интересы любителей делать селфи – экран не поворачивается на 180 градусов во фронтальную плоскость. Впрочем, делать селфи на более чем килограммовую камеру — то еще развлечение. Также экран лишен сенсорного управления – задавать точки фокусировки в одно касание здесь , увы,невозможно. Зато есть удобная функция автоматического поворота меню, когда ориентация камеры меняется с пейзажной на портретную и наоборот.
Pentax K-1 II лишена встроенной вспышки. Не могу назвать это проблемой, так как для аппаратов подобного уровня она может разве что выполнять роль активатора внешнего света.
Из интересных и действительно полезных опций камеры отмечу наличие специальных лампочек, которые подсвечивают байонет и слоты карт памяти (настраивается в меню), что очень удобно при работе с камерой в темноте.
Видоискатель классический: крупный, светлый, с удобным наглазником, стопроцентным охватом кадра и полупрозрачным ЖК-экраном, на который выводится техническая информация. При активации режима кроп появляется рамка, формирующая границы кадра.
⇡Камера в работе
Стоит отметить, что впечатление от знакомства с камерой – как бы объективны мы не старались быть – так или иначе зависит от набора оптики, с которой удалось ее протестировать. В данном случае пространство для экспериментов было более чем впечатляющим, ведь Pentax K-1 II досталась мне в комплекте сразу с семью объективами: HD D FA 28-105mm f/3.5-5.6, HD D FA 15-30mm f/2.8, SMC Pentax D FA Macro 100mm f/2.8, Pentax HD D-FA50mm f/1.4, SMC FA 43mm f/1.9 Limited, SMC Pentax FA 77mm f/1.8 Limited, HD DA 70мм f/2.4 Limited.
Pentax K-1 II с объективом HD D FA 28-105mm f/3.5-5.6
Работа с объективами серии Limited, предназначенными изначально для кроп-камер (в данном случае – HD DA 70мм f/2.4 Limited), не составляет проблем. Разве что необходимо привыкнуть ориентироваться на рамку кадрирования, которая автоматически появляется в видоискателе, и строить композицию исходя из нее.
Pentax K-1 II с объективом SMC Pentax FA 77mm f/1.8 Limited
Pentax K-1 II с объективом HD DA 70мм f/2.4 Limited
Возможность испытать в деле оригинальные фиксы Pentax с нетипичными фокусными расстояниями очень привлекала, но я постаралась уделить много внимания и комплектному зуму, ведь, как ни крути, именно в пользу него (по крайней мере на первых порах) будут делать свой выбор многие фотолюбители. С этим объективом я совершила несколько прогулок, сделала портреты на пленере и в студии, а также немного кадров натюрмортного плана.
Pentax K-1 II с объективом SMC FA 43mm f/1.9 Limited
К радости будущих владельцев китовой версии Pentax K-1 II могу сказать, что уже с комплектным объективом камера хорошо раскрывает свой потенциал. Резкость и детализация снимков достойны всяческих похвал. Цветопередача и динамический диапазон также не вызывают вопросов. Разумеется, камера такого уровня рассчитана на серьезную работу, и чтобы полностью оценить ее возможности, необходима съемка в формате RAW с последующей обработкой. Но даже если K-1 II попадет в руки фотолюбителя, который взял ее на вырост, первые опыты не разочаруют: фото получаются резкими, сочными, с корректными цветами и проработанными деталями в светах и тенях. Примеры ниже.
Разумеется, как и практически все современные фотокамеры, Pentax K-1 II оснащена Wi-Fi-модулем, который позволяет моментально перекидывать снимки на смартфон и делиться своими работами в режиме реального времени.
⇡Автофокус и серийная съемка
Pentax K-1 II – камера, которая может быть интересна фотографам, работающим в различных жанрах: как пейзажистам, так и портретистам, и даже репортерам. Для последних скорость и точность автофокуса будут особенно критичными. Сразу обращает на себя внимание то, что камера не оснащена специальными системами распознавания лиц или глаз, которые давно стали данностью для современных фотоаппаратов. Насколько сильно это проявляется на практике?
Потестировав K-1 II с комплектным объективом (максимально открытая диафрагма в телеположении – ƒ/5,6) могу отметить, что в условиях хорошего освещения при съемке портрета камера ведет себя неплохо – в большинстве случаев резкость оказывается там, где нужно.
Светосильные фиксы, безусловно, делают удовольствие от работы с камерой еще большим. Открытые диафрагмы в сочетании с полной матрицей дают прекрасное, объемное изображение. Стоит помнить, однако, о двух моментах: при таком раскладе точность фокусировки становится очень критичной. Обратная сторона высочайшего качества, которое способна выдать камера, – то, что любой промах очень заметен.
При съемке портретов привычная мне фокусировка по центральной точке с последующей перестройкой кадра в работе с K-1 II уступила место постоянному выбору точки фокусировки, совпадающей с положением глаза модели – в противном случае процент промашек не радовал. Этот момент стоит особенно тщательно отслеживать тем, кто будет переходить на новый Пентакс с какой-либо старой модели камеры – особенно формата APS-C и с не очень высоким разрешением сенсора. Отмечу также, что, как это обычно и бывает, боковые точки уступают по скорости и четкости работы центральным – в данном случае максимальную цепкость обеспечат три центральных датчика.
Ощутимые сложности с автофокусировкой возникают при съемке многоплановых сцен или объектов в движении – фокус довольно часто оказывается не там, где задумано: на снимке ниже, например, фокус никак не мог зацепиться за кота, оказываясь из раза в раз на переднем плане. Пришлось переключиться на ручную фокусировку.
Та же проблема видна и при съемке объекта, двигающегося на камеру, когда аппарату необходимо отслеживать не только линейные перемещения, но и изменение положения объекта по глубине. На части фото фокусировка верная, но на других объект выпадает из зоны резкости, и камере требуется время, чтобы поймать его заново. Аналогичная съемка в сложных по свету условиях (против солнца) совсем смутила модуль автокуса — процент качественных снимков резко уменьшился.
Длина серии при съемке в формате RAW + JPEG совсем небольшая для камеры такого класса – порядка 11-16 кадров в зависимости от условий съемки. После этого камера зависает для записи снимков примерно на минуту. Съемка велась на карту памяти SanDisk Extreme Pro microSDXC UHS-II.
Максимальная скорость серийной съемки, напомним, 4,4 кадра в секунду при использовании полной поверхности сенсора или 6,5 кадра в секунду в формате APS-C. Здесь ничего не изменилось со времен первой K-1. Из этого можем сделать вывод, что для репортеров, снимающих, например, спорт или другие мероприятия и предъявляющих повышенные требования как к следящей фокусировке, так и к скорости съемки, Pentax K-1 II, увы, не лучший выбор.